На главную

Автор не известен (точнее скрывается от возмездия современных властей Узбекистана)

Прислала Украинцева В.

 

......Вскоре после прихода к власти нынешнего руководства республики началась активная кампания по уничтожению памятников истории и архитектуры, связанных, так или иначе, с советским периодом. Для начала был погашен вечный огонь у мемориала, возведенного на месте расстрела комиссаров, потом ликвидирован и сам мемориал. Несколько позже демонтирован и прекрасный памятник четырнадцати туркестанским комиссарам, находящийся на привокзальной площади столицы. Еще позже за одну ночь власти уничтожили пантеон, где покоился прах жертв осиповского мятежа, тех самых комиссаров, одного из первых руководителей Узбекской ССР Ю.Ахунбабаева, ряда революционных деятелей первых лет советской власти и генерала С.Рахимова. Ночью, оцепив прилегающий к захоронению район, власти экскаваторами и бульдозерами уничтожили мемориал, разбив на этом месте уродливый цветник и проложив пешеходные дорожки. Думаю, если сегодня копнуть на пару штыков эту землю, то можно наткнуться на лежащие здесь человеческие останки.
    Сохранившиеся здания ташкентской крепости, контуры которой еще можно было определить лет пятнадцать назад, частично занимают силовые структуры (стены в метр толщиной), частично - службы администрации президента Ислама Каримова. В целом же резиденция нынешнего главы государства Оксарай расположена именно на территории крепости, где в бытность СССР был прекрасный детский парк.
   Дом Свободы и при советской власти, и при нынешней, занимают военные (Центральный дом офицеров), в частично сохранившихся казармах 2-го Сибирского полка находится спецшкола СНБ (правопреемницы КГБ).
   Что еще? Семьдесят с лишним лет существования Узбекской ССР, принципы самоопределения которой были заложены В.Лениным и даже расширены Конституцией Сталина 1936 года, естественно не прошли бесследно. Фактически Узбекистан за это время пережил несколько взлетов в экономике, науке, образовании.    

Достаточно напомнить, что согласно ленинскому декрету, лучшие ученые Петрограда и Москвы в 1918 году были направлены в Ташкент для создания здесь первого в Средней Азии университета. (К сожалению, мемориальная доска, еще несколько лет назад висевшая на стене одного из университетских корпусов, по указанию власти была снята и уничтожена).
       Первый взлет пришелся на первые годы советской власти, второй, как это ни парадоксально, - на период Великой Отечественной войны, которую в Узбекистане предпочитают называть "второй мировой". Именно в сороковые годы из Центральных регионов Украины, Белоруссии, России в тыл шли километровые эшелоны с демонтированным оборудованием крупных промышленных предприятий. Так в Узбекистане появилось Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова, Ташкентский завод сельскохозяйственного машиностроения, еще добрый десяток крупных предприятий, ныне доживающих свой некогда славный век.
     Процессу архитектурного расцвета столицы республики опять-таки способствовала трагедия - землетрясение 1966 года, фактически уничтожившее старые постройки и положившее конец так называемому одноэтажному Ташкенту. Тогда весь советский народ пришел на помощь Узбекистану и практически заново отстроил его столицу, придав ей прекрасный облик современного города. Сегодня в узбекской периодике вы не найдете даже упоминания об этой интернациональной акции. Покинула Ташкент и большая часть тех, кто его отстраивал, их потомки и родственники.
     Примечательно, что существующая сегодня в стране власть усиленно пропагандирует так называемые исторические и культурные корни узбекского народа, которые, бесспорно уникальны, но ничуть не более, нежели аналогичные, но присущие другим народам планеты.
    Бесконечно упоминая средневековых теологов и религиозных мыслителей, территориально имеющих отношение к нынешнему Узбекистану, власть, тем не менее, частично либо полностью замалчивает совсем недавнюю историю, либо искажает ее до неузнаваемости. Будто Советы и ранее царская Россия не принесли узбекскому народу ничего, кроме кабалы и бесправия.
    Не говорит власть о том, что первое географическое общество Туркестана было создано Федором Керенским, отцом Александра Керенского, ставшего известным в период февральской революции 1917 года в России. (Дом, точнее, служебная квартира Федора Михайловича еще не так давно стоял на месте нынешнего отеля Шератон).
    Не говорит о том, что большая часть исторического наследия Узбекистана была обнаружена, описана и исследована русскими и советскими учеными. Что прекрасный архитектурный ансамбль Регистан, расположенный в Самарканде, был поднят из руин именно советской властью.
Именно советская власть, как бы мы к ней ни относились, сохранила и оставила потомкам прекрасный комплекс Ичан-кала в Хиве, Арк в Бухаре и так далее, и тому подобное.
    Именно советский ученый Михаил Массон и его супруга Галина Пугаченкова провели в Узбекистане археологические раскопки, восстановив на основе проведенных исследований историю народа и его страны.  О  Галине Анатольевне Пугаченковой, внесшей неоценимый вклад в историческую науку, в лучшем случае вспоминают мельком и походя...
   Не вспоминают и о том, что ташкентское метро начали строить как раз после землетрясения, а его первая очередь была сдана в эксплуатацию к 60-й годовщине Октябрьской революции. На станциях метро по тому же указанию властей, уничтожено все, что хоть как-то напоминало о недавнем коммунистическом прошлом. И зияют заштукатуренные проемы пустыми и безликими глазницами. Нового еще нет, старое приказано уничтожить.
    Чего нет в Узбекистане еще? Нет, милого домика великой русской актрисы Веры Комиссаржевской, которая провела в Ташкенте последние дни, скончавшись здесь от чахотки. Нет могил родственников Ф.Керенского на Боткинском кладбище неподалеку от храма Александра Невского. Массивные чугунные кресты с едва различимыми надписями на них кто-то сдвинул на край ограды, освободив место для других респектабельных покойников...
    Многого того, что свидетельствовало о недавней истории Узбекистана, здесь уже нет. Как нет в памяти его молодых граждан и этой даты - 27 октября 1924 года. Вряд ли есть в умах большинства молодежи и сама эта память.
Да что там память о советском периоде. Молодым людям и невдомек, что уникальный рукописный Коран Омана, обнаруженный еще генералом Кауфманом в старой конюшне Самарканда и переданный им на хранение в Казань, после обретения Узбекистаном независимости, был возвращен в Ташкент. И уже здесь, и совсем недавно из него лезвием бритвы было вырезано 15 страниц, обагренных кровью последователя пророка Мохаммада. Эти страницы, совершенно непонятным образом оказавшиеся в Европе, были выставлены на аукционные торги и проданы за крупную сумму эмиру Катара...
   Автор понимает, что всякая пришедшая к власти политическая элита, и особенно та, что претендует на радикальное переустройство государства и общества, по-разному воспринимает историю, что-то вычеркивает из нее, а чему-то придает совсем иной оттенок. Нынешняя узбекская власть не является в этом плане исключением. А ей бы вспомнить. Хотя бы мельком, хотя бы немного. Быть может, тогда потомки вспомнят и о ней...

 

Прислала Украинцева В.